Как правильно подготовиться к исповеди и причастию? 

В православном молитвослове можно найти последование ко Святому Причащению, состоящее из канона и нескольких молитв. Все это нужно прочитать накануне вечером или утром, перед Божественной литургией. Дополнительно читают три канона: Спасителю, Богородице и Ангелу-Хранителю. Их можно читать в течение нескольких дней перед Причастием. Молитвенное правило христианина может быть скорректировано священником, принимающим исповедь, в зависимости от жизненных обстоятельств. По окончании литургии нужно выслушать в храме или прочесть по молитвослову благодарственные молитвы по святом причащении.

Обычная подготовка к причастию включает: 1. пост (греч. εὐλάβεια)  (говение — отказ от пищи животного происхождения, развлечений и супружеских отношений от 1 до 3-х дней), 2. исповедь (раскаяние в грехах на исповеди в присутствии священника и получение прощения), 3. вечернее богослужение, 4. чтение последования ко причащению и канонов. Таким образом, чтобы причаститься необходимо присутствовать на вечернем богослужении, так как оно является частью суточного Богослужения. Согласно Уставу, начало нового церковного дня, по ветхозаветной традиции, принято отсчитывать с вечера — примерно с момента захода солнца  за горизонт. С вечера накануне воскресных дней и других больших праздников совершается Всенощное бдение, в котором основные чинопоследования богослужений суточного круга соединяются в одно. У древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бде́ние» значит «бодрствование». В настоящее время в обычной приходской практике во Всенощное бдение обычно включаются Вечерня, Утреня и Первый час. Несмотря на своё название, утреня в современной богослужебной практике Русской православной церкви (в отличие, например, от Элладской церкви) значительно чаще совершается не утром, а вечером — непосредственно присоединяясь к вечерне, а к утрени примыкает Первый час. В утреннее время утреня служится: 1) если её не получилось отслужить с вечера, 2) Великим постом, 3) в некоторых монастырях регулярно, в соответствии с древней традицией. Первый час соответствует нашим 7 часам утра — освящает молитвой наступивший день, вспоминается ночная молитва Спасителя, непрестанное ангельское славословие и предстояние Господа Иисуса Христа на суде Каиафы. Литургия, как и все выше перечисленные богослужения, может совершаться только один раз в сутки, но стоит особняком, как бы вне времени, и теоретически, не входит в суточный круг богослужения, хотя и является его вершиной. В настоящее время литургия служится либо после Шестого часа, либо соединяется с вечерней. Непосредственно перед литургией вычитываются Третий и Шестой часы. Третий час тематически соответствует 9 часам утра, когда воспоминается суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов. Шестый час соответствует  полдню, 12 часам дня, когда воспоминается грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа.

Евхаристия — это брачный пир, на который нас призывает Господь. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: брак заключается между  Сыном Божьим и каждым из нас. Евхаристия – соединение Бога и человека. Человек отозвался, но пребывание во Христе должно быть постоянным. Современный же человек зачастую находит причины не причащаться – занят, устал, не успел, не могу готовиться  и так далее. При крещении мы давали обеты: быть с Богом, бороться с происками диавола. А где взять сил, чтобы исполнить обещанное, если не в таинстве Святого причастия? Если не приступаем к нему — значит, лукавый успешно ведет в нас свою подрывную работу… И всякий, кто был зван — наделен ответственностью. Нужно подготовиться достойно к этой встрече со Христом, чтобы Господь не сказал нам: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:12). Об этом поется в песнопениях Страстной седмицы:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный,
и одежды не имам, да вниду вонь:
просвети одеяние души моея, Светодавче,
и спаси мя.

Тем, кто пришел в храм впервые, священник во время исповеди может скорректировать индивидуальную подготовку к причастию: меру поста или вид молитвенного правила.

СОВЕТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИСПОВЕДИ

  1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаете, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — Десять заповедей, данные пророку Моисею. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя» – т.е. грех, прежде всего то, что противоречит любви.
  2. С рассуждением использовать «списки грехов». Подготовке к исповеди они могут даже повредить, потому что способствуют превращению исповеди в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Исключением может быть «памятка» грехов, которые часто не осознаются таковыми. Так, важно осознавать:

а.    Грехи против Господа Бога:

—      неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр. (особенно, так называемые экстрасенсы, астрологи);

–     вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверующий);

–     творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, — всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

–     обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, астрологам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

–     эгоизм, пренебрежение людьми,  проистекающее из гордыни и самости, пренебрежение и невнимание к нуждам ближнего;

–     осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

–     блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

–     аборт – лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство,

–     присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

–     ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов и сплетен (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

  1. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их преуменьшить или показать извинительными. Как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя.
  2. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших гpexax даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите. Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
  1. Говорить о серьезном, а не о мелочах. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И, прежде всего, – члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения.
  2. Начать менять жизнь еще до исповеди. «Покаяние» с греческого языка переводится буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и, когда кающийся приходит в храм к священнику, это уже свидетельствует о происходящей в его жизни перемене.

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову Апостола, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией.

Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом могут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог. Но важно не низводить их в статус нормы, потому что они «есть у всех» или «сейчас все так живут», а продолжать вести с ними борьбу.

  1. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», – говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Епитимия. Во время исповеди священник может назначить епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение, епитимья назначается с согласия кающегося и при его решимости её исполнять. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практическое для уврачевания греха. Епитимия не может быть бессрочной – она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Братья и сестры, просьба исповедываться на вечернем богослужении, так как утреннее богослужение может затягиваться из-за множества исповедающихся, что отнимает силы перед причастием у говеющих прихожан (особенно пожилых людей), а также у младенцев, которых приносят родители причаститься.

Как подготовиться к крещению?

Картинки по запросу таинство крещения

Таинство крещения – начало жизни христианина. Подготовка к этому событию должна быть максимально серьезной и осмысленной, как со стороны того, кто принимает крещение, так и со стороны его крестных и близких людей.

Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимое действие невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Крещение — таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится Ее членом.

Таинства учреждены были Господом. Таинство Крещения — самое первое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением», а подлинная духовная жизнь человека начинается только с момента Крещения.

Таинство Крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Это принципиально важно. Если у  человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику. Крещение в таком случае  может быть совершено особым образом, решение о чем принимает священник.

Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников (крестных), на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Можно ли сомневаться, что подаваемая детям в таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (От Луки 18:15-16), и что святой Иоанн Креститель прославил Господа, будучи еще во чреве матери.

Крещение младенцев совершается обычно на сороковой день после рождения, однако может быть совершено и ранее, и после этого дня. Во время совершения таинства Крещения взрослые крещаемые, а также родители и крестные детей, должны внимательно и благоговейно выполнять все указания священника.

Имя в крещении нарекается во время особой молитвы перед началом таинства. По древней традиции Русской Православной Церкви, имя нарекается в честь какого-либо святого. Это может быть святой, чья память празднуется в день рождения ребенка, в день Крещения, или просто почитаемый в данной семье святой. Таким образом, день памяти этого святого, будет днем именин. Важно знать житие святого, чье имя носишь, обращаться к нему в молитвах.

В случае если имени ребенка нет в святцах (то есть нет святого с таким именем), в крещении нарекается имя либо созвучное (например, Рустам-Рустик, Арина-Ирина или Полина-Апполинария), либо соответствующее по смыслу (например, Виктория-Ника). Нет ничего страшного, если имя девочки дается в честь святого мужского пола, так например, имена Инна и Римма, которыми называют девочек, даются в честь святых мучеников мужчин Инны и Риммы.

Что нужно знать крестному отцу и крестной матери?
В первую очередь крестному отцу и крестной матери нужно знать веру Христову и, более того, жить этой верой. Потому что наша вера не столько в наших словах, сколько в наших делах, в самой нашей жизни. Если крестные не живут верой, каким образом они смогут открыть веру своему крестнику? В современной церковной практике в большинстве случаев крестные имеют возможность только молиться за своих крестников, а воспитывают их родители. Поэтому родителям, как и крестным, необходимо быть христианами в полном смысле этого слова. Перед тем, как крестить своих детей, нужно определиться – действительно ли мы христиане или мы сами по себе, у нас своя «вера», свои воззрения на веру. Если у человека остаются какие-то сомнения и стереотипы насчет веры и Церкви, лучше взять паузу, разобраться в самих себе. Иначе можно обмануть своих детей, своих крестников – крестить их, а веры не дать. Это будет профанацией таинства.

Каковы обязанности крестных (восприемников)?

Крестные родители – восприемники. Восприемник – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, целомудрию, кротости, любви и другим добродетелям. На крестного ложиться и часть ответственности за поступки его духовного чада.

Выбирая крестных своим детям, родителям следует руководствоваться прежде всего не соображениями их социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными православными христианами, смогут выполнять те обязанности, которые на них возлагаются в таинстве Крещения.

Не могут быть крестными:

Родители для собственных детей.

Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста). При этом супругам допускается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

Неверующие.

Некрещеные.

Малолетние.

Душевнобольные (люди с расстройством психики).

Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин, знающий Символ веры, основные православные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»). Это есть некоторый необходимый минимум. В идеале же, крестным должен быть тот, кто ведет церковную жизнь: регулярно исповедуется и причащается. Ведь как может научить крестника православной христианской вере тот, кто сам в ней является начинающим?

По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать. Но строго необходим только один, того же пола, что и крещаемый. Восприемниками, по традиции, не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника.

Символ веры при Крещении должен читаться самим крещаемым (или крестными) по-церковнославянски.

После Крещения, по мере взросления, крестный должен наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, или следить, чтобы родители приводили его в храм и причащали. Крестные должны каждый день молиться за своих крестников. Крестные несут ответственность за воспитание ребенка в вере и будут отвечать за это на Страшном Суде.

Символ веры

Церковнославянский текст  Русский текст 
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Объяснение Символа веры

 «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает», — пишет апостол Павел (К Евреям 11:6). В отличие от неопределенного религиозного чувства, которое присуще и многим нехристианским народам, и многим современным людям, не определившимся в вере и считающим, что главное иметь «Бога в душе», подлинная вера предполагает не просто уверенность в Его бытии, но принятие всем сердцем Его воли, Его откровенного слова, т.е. Благой Вести (по-гречески – Евангелия) о спасении людей. Вера невозможна без доверия Богу и Его слову, запечатленному в Священном Писании.

Мы ничего определенного не могли бы помыслить о невидимом Боге, если б Он Сам не открыл Себя людям. И на основании Откровения, содержащегося в книгах Нового Завета, Церковь, основанная Христом, начиная с избранных Им учеников, или апостолов («апостол» по-гречески значит посланник), свидетельствует: Бог один (единый) по сущности Своей, но в то же время троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. То есть Бог есть Пресвятая Троица, единосущная (поскольку и у Отца, и у Сына, и у Духа одна и та же божественная природа, одно существо) и нераздельная (три божественных Лица пребывают друг в друге и неразделимы друг с другом, поэтому Бога не три, а один). Бог называется также Вседержителем, т.к. весь созданный Им мир Он содержит в Своей силе и воле. Он – Творец неба и земли, мира видимого и невидимого (к миру невидимому принадлежат разумные существа, представляющие небесные бесплотные силы – архангелы и ангелы). Бог-Отец – первое Лицо Пресвятой Троицы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Божественной Троицы, Господь Иисус Христос. Имя Иисус означает «спаситель» или «Бог спасает», оно было открыто Архангелом Гавриилом Деве Марии, жившей в Назарете, перед рождением от Нее Иисуса Христа уже как Сына Человеческого, как повествует об этом Евангелие от Луки 1:26-38. Христос – значит помазанник Божий. В древней Иудее был обычай помазывать священным елеем царей на царство, первосвященников и пророков на служение. По человечеству Иисус соединил в Себе в высочайшей степени ведение пророков, святость первосвященников и могущество царей.

Иисус Христос назван Сыном Божиим Единородным, т.к. Он – один-единственный, рожденный от Отца, из Его сущности, но не во времени, как рождаются творения земные, а «прежде всех веков», прежде, чем появилось само время, не отделимое от сотворенного мира. Христос – «Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного». Как говорит апостол Иоанн Богослов, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1-е Иоанна 1:5), и он же пишет о Христе в четвертом Евангелии: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (От Иоанна 1:9-12). Сын Божий – рожденный, но не сотворенный во времени, в отличие от человеческого рождения. Он – Бог, а не тварь, и одного и того же божественного существа с Богом Отцом, т.е. единосущный Отцу. Бог сотворил все через Сына Своего, который в Священном Писании также называется Премудростью и Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна 1:1-3). На это и указывают слова Символа Веры «Имже вся быша».

«Нас ради человек и нашего ради спасения». От чего пришел спасти нас Сын Божий? Священное Писание говорит, что Мессия «спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1:21)и самое спасение полагает «в прощение грехов» (От Луки 1:77)Господь Иисус Христос явился в «умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 2:2), «для уничтожения греха жертвою Своею» (К Евреям 9:26). Он «умер за грехи наши» (1 Коринфянам 15:3), дабы нам, бывшим «прежде рабами греха» (К Римлянам 6:17), «не быть уже рабами греху» (К Римлянам 6:6).

Сын Божий, хотя и открыл Себя в первую очередь израильскому народу, но сошел с небес, придя на землю, не только для него одного, а вообще для всего человечества. На земле Он прежде был невидим и стал видимым, когда явился во плоти человеческой, т.е воплотился, принял на себя все природные свойства, всю слабость и ограниченность плоти (только грех человеческий был абсолютно чужд Ему), не утратив нисколько Своих божественных свойств, не переставая быть при этом Богом. Воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, так что Дева Мария, Богоматерь, как была Девой прежде зачатия и рождения Христа, так Ей и осталась по Рождестве до конца Своей жизни. Потому Церковь ее называет также Приснодевой (т.е. вечной Девой). И Христос не просто воплотился, но вочеловечился, т.е. стал полноценным человеком с собственной душой. И именно Он нам являет образец совершенной человечности, образец Человека, в Котором все прекрасно!

Иисус Христос был распят за нас как последний ничтожный раб, как государственный преступник (в Римской империи это была самая позорная и мучительная казнь), и Своей смертью на кресте избавил нас от вечной смерти и «клятвы закона», т.е. того закона, который был до Христа, начиная с 10 первых заповедей, полученных пророком Моисеем на горе Синай. Ибо никто никогда не был способным исполнить весь закон, открытый людям через древних пророков, потому люди и чувствовали себя отверженными Богом, т.к. в законе было написано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего» (Второзаконие 27:26). Христа иудейский синедрион формально осудил как раз по закону! И апостол Павел учит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (К Галатам 3:13), т.е Он примирил всех нас, грешников, с Отцом Небесным. Примирил своими страданиями, как человек, Сын Человеческий, принеся Себя в жертву добровольно, хотя мог бы и избежать этих страданий. После распятия Он был погребен, и враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали его. Но на третий день (точнее, в конце второй ночи после погребения) Он воскрес, согласно древним пророчествам и псалмам Ветхого Завета (по Писанию) и свидетельствам апостолов-евангелистов, очевидцев этого события.

Слова «и возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца» заимствованы из посланий апостола Павла: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (К Ефесянам 4:10); «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (К Евреям 8:1). Они означают, что Иисус Христос имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом (по правую сторону от хозяина дома на Востоке сажали самых дорогих и почетных гостей). «Одесную» происходит от славянского «десница», т.е. правая рука. Писание Нового Завета говорит нам не только о Вознесении Христа, но и о будущем Его пришествии: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11).

Дух Святой называется также Господом, Животворящим. И до Христа люди чувствовали действие Духа Божия, Им были движимы великие библейские пророки, предрекавшие пришествие на землю Мессии-избавителя. Духу Святому присуща животворящая сила, поддерживающая всякую жизнь на земле, но особенно духовную у людей. Дух Святой продолжает дело Христово, начатое Им на земле, в Его последователях. Христос обещал Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (От Иоанна, 15: 26). Духу Святому подобает равное с Отцом и Сыном поклонение и прославление, и Сам Христос, давая по Воскресении Своем последнее прощальное напутствие Своим ученикам, призвал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (От Матфея 28:19). Дух Святой явил Себя чудесным образом на 50-й день по Воскресении Христовом, когда, сойдя на собранных в Иерусалиме вместе учеников и апостолов Христовых в подобии огненных языков пламени, Он вдохновил их на проповедь о Христе Воскресшем среди всех народов, начиная с Израиля (Деяния 2). День Пятидесятницы называют днем рождения Церкви Христовой. Каждый день в течение всего года, кроме промежутка между Пасхой и Пятидесятницей, любые храмовые богослужения, а также домашние утренние или вечерние молитвы, начинаются с молитвенного обращения ко Святому Духу: Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины (Утешитель, Дух Истины), Иже везде сый и вся исполняй (Ты, везде сущий и все наполняющий), сокровище благих (благости) и жизни подателю, приди и вселися в ны (в нас), и очисти ны (нас) от всякия (всякой) скверны, и спаси, Блаже (Благой), души наша.

Веруем также в единую Церковь как тело Христово, состоящее из множества разных членов, имеющее одну главу, Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим, Духом Святым (1 Коринфянам, 12). Церковь называется Соборной, т.к. в ней собраны со всех концов земли люди разных культур и национальностей; по-другому – Церковь кафолическая (с греческого), то есть Вселенская. Церковь называется Апостольской, потому что, во-первых, она непрерывно от апостолов сохраняет учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение следующих за апостолами епископов и пресвитеров (священников), а во-вторых, епископское и пресвитерское служение призвано быть продолжением апостольского служения.

Исповедуем одно (единственное) в жизни христианина Крещение как таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы (Отца, Сына и Св.Духа) умирает для жизни греховной, для мира, во зле лежащего, и воскресает, рождаясь заново, для жизни в Боге, в Духе Божием. Как рождается человек по плоти один раз в жизни, так и «водою и Духом» один лишь раз. О воскресении мертвых и будущей бесконечной жизни есть множество свидетельств как в Ветхом, так и в Новом Завете. Можно привести слова Самого Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. <…> Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (От Иоанна 5:25-29).

Что нужно для крещения девочки/мальчика?
Для крещения девочки или мальчика нужна новая белая рубашка, для младенцев – распашонка, которая либо специально шьется для этого события, либо приобретается в храме. Также необходимо взять нательный крестик, пару полотенец. Необходимо определиться, в честь какого святого будет наречен ребенок после крещения.

Что нужно для крещения взрослого?
Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать – конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.

Крещение – это таинство, в котором верующий, при особых действиях священника (помазывании, погружении в воду и других), таинственно – действием Божиим умирает для жизни греховной и возрождается для жизни праведной и святой. Это таинство символизирует духовное рождение человека и поэтому не может совершаться повторно.

В таинстве Крещения человек усыновляется самому Богу, а значит, становится братом или сестрой во Христе каждому православному христианину. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера в Бога и покаяние во всех грехах, совершенных до принятия Крещения. Человек, ставший христианином, приносит особые обеты Богу и поэтому должен иметь намерение решительно поменять свою жизнь по слову Спасителя: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Оглашение (т.е. наставление, обучение основам веры) необходимо для того, чтобы решение о принятии Святого Крещения было осознанным, твердым и самостоятельным, основанном на личных убеждениях и стремлениях. Поэтому при крещении детей и назначаются восприемники, по вере которых и возможно только совершить Таинство. Неразумно приступать к Таинству Крещения по причине давления родственников или знакомых, потому что «все крестятся», без понимания необходимости и сути происходящего. Недопустимо и кощунственно креститься «по совету» различных «ясновидящих», «целителей», «бабушек», экстрасенсов или магов; для того чтобы «исправить карму», «зарядиться космической энергией» и т.п. Не зная основ Православной веры невозможно достойно подготовиться и принять Таинство Крещения.

Желающий креститься должен осознанно принимать Таинство для того, чтобы оно действительно совершилось. «По вере вашей да будет вам», – говорил Христос тем, кто приходил к нему с просьбой об исцелении. Святитель Кирилл Александрийский так говорит о недостойно принимающих Крещение: «…люди крестят, а Дух Святой крестить не будет».

Необходимо особо отметить, что перед крещением нужно обязательно прочитать Евангелие.

Так же крещаемым рекомендуется разобрать и выучить наизусть молитвы «Отче наш» и Символ веры, а так же ознакомиться с литературой о таинстве Крещения и основах православия.

Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются – после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм. Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные “почему”. Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы. В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию. Кроме того, нужно быть готовым меняться самому в своем стремлении к исполнению заповедей и стараться не осуждать других, потому что в таинстве покаяния каждому искренне кающемуся Господь дарует прощение и очищает его от грехов.

Последование таинства Крещения

Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — напоминает Христос (От Матфея 18:20). Разумеется, и Крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.

Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением.

Обыкновенно перед началом чина таинства Крещения, священником читается молитва наречения имени. В традиции Русской Церкви давать имена в честь святых, выбирая имя из святцев (или из богослужебного календаря).

Читаются 5 молитв, 4 из которых – запрещающие действие сатаны, или «князя мира сего». Из Евангелий известно, что сатана (дьявол) искушал Самого Христа перед выходом Его на общественное служение (От Матфея, 4, от Луки, 4). И если к Нему Самому он имел доступ, то что же говорить про нас, всех остальных? Соблазн материальных благ, соблазн власти и жажда чудес любой ценой постоянно преследуют как верующих во Христа, так и все человечество в целом, а именно это предлагал сатана Христу на «горе искушений» в Иудейской пустыне. Христос как Человек, во всем подобный нам, отверг эти искушения, и всякий, желающий следовать за Ним, призывается отречься от сатаны и от всех предлагаемых им соблазнов. Соблазн всеведения и неограниченной власти над миром был предложен тем же сатаной первым людям, Адаму и Еве, на заре человеческой истории: вкусить запретный плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать, «как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:1-7). Причем невзирая на волю Бога-Творца, призвавшего первых людей плодиться, размножаться, наполнять землю и осваивать ее, нарекая имена всякой твари (т.е. познавать окружающий мир), одарившего наших прародителей изобилием земных и духовных благ в первозданном Раю, но – совершенно независимо от Него Самого, и даже претендуя на равенство Ему! Одно из печальных последствий того, что первые люди тогда не послушались голоса Божия, но вняли голосу дьявола, также одного из первых разумных и одаренных созданий Божиих, первого восставшего против Создателя, явилась утрата Адамом и Евой первозданного Рая, утрата связи с Богом, смертность и путаница добра и зла в жизни последующих поколений вплоть до сего дня. Христос – Новый Адам – не принявший, но отвергнувший предложенные Ему искушения, пришел спасти каждого из нас, в том числе и от этого смешения понятий добра и зла, как вне, так и внутри нас, разрушить дела дьявола и изъять нас из поля его действия.

Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…». По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому:

Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его (т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его?

— Отрекаюсь, — отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды.

— Отрекся(лась) ли от сатаны? – спрашивает снова от имени Бога священник.

— Отрекся(лась), — отвечает крещаемый(мая) (также трижды).

— И дунь и плюнь на него! – призывает далее священник.

Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего. (Естественно, надо быть по жизни готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас либо через наши собственные смущающие нас мысли, подавленность, раздражение, плохое настроение, либо через отдельных людей или обстоятельства. Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8:31).

Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:

— Сочетаешься ли Христу?

— Сочетаюсь, — подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды).

— Сочетался(лась) ли Христу?

— Сочетался(лась).

— И веруешь ли Ему?

— Верую Ему, как Царю и Богу, — отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше.

По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание:

— Сочетался(лась) ли Христу?

— Сочетался(лась).

— И поклонись Ему, — призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным  знамением, отвечая:

— Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

— Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков! – отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.

Вторая и основная часть – святое Крещение

Совершается благословение и освящение воды, в которой будет производиться Крещение. Затем священник помазывает освященным елеем части тела крещаемого, говоря: Помазуется раб Божий (раба Божия) (ИМЯ) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела (помазывая грудь); в слышание веры (помазывая уши); руце Твои сотвористе мя и создасте мя (помазывая обе руки; «Руки твои сотворили меня и устроили меня» — псалом 118:73); во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих (помазывая ступни ног).

Затем следует троекратное полное погружение крещаемого в освященную воду (в случае невозможности полного погружения допускается троекратное обливание) со словами: «Крещается раб(а) Божий(я) (ИМЯ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

После совершения троекратного омовения на крещаемого возлагается нательный крестик, а также надевается, белая крещальная риза (рубашка), в знак очищения от грехов и получения душевной чистоты. Звучит краткое песнопение: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся (одевающийся) светом яко (словно) ризою, Многомилостиве Христе Боже наш. И читается Псалом 31:

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Зато помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления… Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

Третья часть – таинство Миропомазания

Водное крещение, то есть омовение, совершилось. За ним следует крещение Духом Святым, подобное тому, что восприняли апостолы в день Пятидесятницы. Первоначально дар Святого Духа сообщался уверовавшим во Христа через возложение рук апостольских, но позднее, по причине быстрого умножения числа христиан и их распространения по всей Римской империи физически апостолам стало невозможно возлагать руки на каждого покрестившегося, и возложение рук было заменено освящением мира и помазанием святым миром. Миро – ароматное масло, сваренное и освященное особым образом, содержащее 33 ароматических компонента, по числу земных лет Господа Иисуса Христа. Освящать миро имеет право только епископ, да и то не всякий, а в силу многовековой традиции лишь глава данной поместной (автокефальной) Церкви; в русской Церкви это Патриарх Московский и всея Руси. После освящения миро распределяется по разным церковным общинам, через епископов, возглавляющих данную церковную область (епархию).

У новокрещеного помазываются веки, уши, ноздри, губы, кисти рук (которые в человеке символизируют пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также грудь и ступни ног со словами «печать дара Духа Святаго, аминь».

В исключительных случаях совершение водного Крещения допускается верующим мирянином (главным образом это касается младенцев в случае смертной опасности и отсутствием поблизости священника; так было немало людей покрещено в деревнях в России в период гонений на Церковь при советской власти). Такое крещение обязательно должно быть дополнено таинством Миропомазания в храме.

После помазания миром совершается торжественный обход вокруг крещальной купели: за священником с крестом в руках следует новокрещеный в белой ризе и с зажженной свечой. Во время троекратного обхождения купели поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя! (Вы, кто (которые) во Христа крестились, во Христа облеклись, — К Галатам 3:27). По обхождении звучат слова 26-го псалма: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?

И читается отрывки из Священного Писания.

Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (К Римлянам 6:3-11).

Во время оно, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:16-20).

Затем следуют заключительные молитвы. Тело крещеного отирается от св. мира (оправдался(лась) еси, освятился еси, просветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился(лась) еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь (1 Коринфянам 6:11). И заключительное священнодействие – крестообразное пострижение волос на голове новокрещеного, в знак посвящения Его отныне Богу и присоединения его, как овцы словесной, к стаду Христову. С овцы бессловесной состригается шерсть для благого употребления; с овцы словесной можно состричь только волосы, в напоминание того, что Господь ждет от нее принесения плодов веры.

Крещение совершилось. Что дальше?

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и часто многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Соборование), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (К Филиппийцам 2:13).

Каждый православный христианин начинает день с чтения утреннего правила (Молитвы утренние),и заканчивает день чтением вечернего правила (Молитвы на сон грядущим) и благодарением Господа за прошедший день. Эти молитвы можно прочитать в молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Православному христианину необходимо не реже чем раз в месяц приходить в храм и принимать участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой).

В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианским обязанностям в частности. Здесь нужно отметить, что недопустимо формальное перечисление грехов или такое псевдораскаяние, когда человек исповедуется с мыслью: «Эти грехи прощены, теперь снова можно грешить, чтобы на следующей исповеди грехи мне снова простили». Такая исповедь будет в осуждение человеку.

В таинстве Евхаристии (Причастия) человеку сообщается дар единения со Христом. Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), входя в состав человека, таинственно преобразуют его: очищают душу, освящают помышления, просвещают деятельность человеческих чувств, подают Дары Святого Духа.

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание(К Галатам 5:19-23).

Каждое таинство Церкви приобщает человека к божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное через таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимное проникновение, и тем полнее преображение духовной жизни человека.

В Церкви нет ничего бессмысленного, все, что установлено: таинства, богослужения, молитвы, дела веры, посты и т.д., — призваны помогать нам проходить путь земной жизни, совершенствуя дух и приближая нас к Царствию Небесному, достижение которого, как сказано в Евангелии и было явлено примерами святых, возможно еще при земной жизни.


Воскресная школа для взрослых и детей

ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14)

Воскресная школа собирает на свои занятия детей после воскресной службы в храме. Педагоги знакомят их с Законом Божиим, историей нашего села и храма, а также с церковной историей и азами церковнославянского языка.

В нашей школе мы занимаемся художественно-ремесленным мастерством. Изучаем сценическое движение, пение, читаем стихи. Ученики воскресной школы принимают участие в праздниках, походах и поездках.

Присоединиться к нам можно в любое воскресенье. Педагоги воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи:
Осипова Екатерина Алексеевна, Валяева Елена Николаевна, Кириллова Наталья Александровна.
Духовник воскресной школы — отец Алексей (Осипов).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA]


ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Дорогие братья и сестры!

Для взрослых в воскресный день в 8.15 в храме еженедельно проходят беседы о вере и Церкви. Проводит лекторий певчий нашего храма Ушаков Александр Юрьевич.

Если у Вас есть вопросы о смысле Богослужения, о содержании православной веры, об истории Православия и о многом другом, связанном с жизнью Церкви, то приглашаем всех желающих к нам присоединиться!

Зачем нужны знания о Церкви в наш и без того насыщенный информацией век? Те знания, которые дают наши беседы о вере и Церкви, помогают каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать сознательным христианином, живым членом Церкви Христовой.

Это становление — сложный и часто длительный процесс, который может занимать долгие годы. Благодаря нашим беседам вы получите возможность войти в ограду Святой Церкви быстрее и увереннее, избежать тех ошибок, которые зачастую совершают люди, лишь недавно пришедшие в храм Божий. Каждый христианин должен иметь «твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1, 4). Именно разъяснению Священного Писания, изучению Богослужения, истории Церкви, ознакомлению со Священным Преданием и посвящены наши беседы.

Но, помимо сказанного, каждый православный человек должен «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Вокруг нас немало людей проявляют интерес к православию и Церкви Христовой, и наш миссионерский долг — быть способными дать ответы на их вопросы. А для этого нужны знания!

В рамках наших бесед мы общаемся, задаем вопросы, обсуждаем возникающие вопросы приходской жизни.

1


Учиться в школе для взрослых могут все желающие.
Возраст слушателей — не ограничен.