Вспоминаем свой путь к дням СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ

Posted on Posted in Новости

Наступило Великое торжество – Пасха Христова. В храме прошли праздничные богослужния, крестный ход, на котором побывали и взрослые, и дети. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Слова Божественного Писания готовили нас к встрече Воскресшего Христа, мы разбирали на занятиях воскресной школы, чтобы ощутить свою сопричастность этим событиям.
На 5 Неделе Великого Поста читалась 5 глава Евангелия от Марка. Когда сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн просили Господа сесть у Него, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Его, то Господь сказал слова, которые могут поддержать нас в любой момент жизни и которые готовили нас к переживанию вместе с Божественным Учителем его крестных мук в Страстную Седмицу: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. V, 42-45).
И в этот воскресный день вновь, как и в предыдущие, читался отрывок из послания апостола Павла к евреям, говорящий о том, в чем состоит Первосвященническое служение Христа. В отличие от левитов, которым приходилось постоянно приносить жертвы, Иисус должен был принести Свою жертву лишь один раз, получив вечное искупление для всех, кто приходит к Богу через Него (Евреям 9:12).
25 марта мы вспоминали подвиги преподобной Марии Египетской, явившей своим покаянием один из совершеннейших путей святости, святителя Григория Двоеслова (540-604), считающегося автором Литургии Преждеосвященных Даров и преподобного Симеона Нового Богослова (946-1021), раскрывшего в своих творениях свой молитвенный подвиг Богоообщения. Вот как преподобный описывает этот опыт в одном из своих гимнов:
«Прииди, свет истинный!
Прииди, жизнь вечная! Прииди, сокровенное таинство!
Прииди, безымянное сокровище! Прииди, неизреченное могущество!
Прииди, непостижимое лицо! Прииди, непрестанное ликование!
Прииди, невечерний свет! Прииди, истинная надежда всех стремящихся к спасению!
Прииди, лежащих пробуждение! Прииди, мертвых пробуждение!
Прииди, могущественный, всегда творящий, претворяющий и изменяющий все одним движением воли!
Прииди, невидимый, совершенно неосязаемый и неизведанный!
Прииди, всегда остающийся неподвижным и (вместе с тем) ежечасно весь движущийся, и приходящий к нам, лежащим в аду – Ты, Который выше всех небес!
Прииди, имя всегда желанное и везде повторяемое, хотя для нас совершенно невозможно сказать, кто Ты, и узнать, каков Ты или откуда Ты!
Прииди, радость вечная!»
В Неделю ваий (цветоносную) читалось начало 12 главы Евангелия от Иоанна, описывающее Вход Господень в Иерусалим. Совершив величайшее чудо воскрешения Лазаря из мертвых и признанный за это народом великим чудотворцем, Господь входит в Иерусалим не как могущественный пророк или земной царь-триумфатор на белом коне, чего от него ожидал не только народ, но и ближайшие ученики, но смиренно восседая на молодом осле: «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. XII, 15-16).
Вспомнили мы на занятиях о темах дней Страстной Седмицы и особенностях Богослужения в эти дни. На утрени понедельника поется свой, особый тропарь, который является также самым ярким и самым известным текстом полунощницы – тропарь Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы.
Устав предписывает петь его «косно и велегласно, и со сладкопением равно» – медленно, громко, на красивый распев и ровно. Это знаменитый текст:«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егожеобрящетбдяща; недостоин же паки, егожеобрящетунывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».
Здесь соединяются две евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха (Мф. 25:1-13), и о рабах, которые не знают, когда придет господин их (Мк. 13:34), поэтому рабам нужно бдеть, и счастлив (блажен) будет тот, кого господин – Господь – обрящет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа.На утренях этих дней читается Евангелие (Мф. зач. 84; Мф. зач. 90; Ин. зач. 41) – те места, где говорится о событиях, предшествующих Страстям, те притчи, которые Господь произносил перед самыми Своими Крестными страданиями (о двух сыновьях и о злых виноградарях, обличение фарисеям и проклятие смоковницы).
Все эти три дня на вечерне совершается литургия Преждеосвященных Даров.На этих Преждеосвященных литургиях совершается вход с Евангелием, а не с кадилом, как обычно, потому что в эти три дня на Преждеосвященных будет читаться Евангелие, и это Евангелие как раз и определяет богослужебные темы этих трех дней. В Понедельник будет читаться беседа Господа о кончине века (Мф. зач. 98), во Вторник – несколько притч: о десяти девах, о талантах, рассказ о Страшном Суде, об овцах и козлищах (Мф. зач. 102); в Среду – реальный рассказ о жене-блуднице, которая на вечери в дому Симона прокаженного помазала миром ноги Христа (Мф. зач. 108).
Текст тропаря Великого Четверга, входящий в правило перед Святым Причащением, всем знаком:«Егдаславнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавлениеупотребивша: бежинесытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе».
В первой части этого тропаря говорится о том, что происходило: ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает беззаконнымсудьям.Вторая часть тропаря не менее важная, в ней содержится обращение к каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» – посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой. «Бежинесытыя души, Учителю таковая дерзнувшия» – убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам решилась предать Учителя.
Все центральные тексты, самые знаменитые, самые яркие, возникающие на пике службы, обращены к каждому из нас, к нашей душе. После 6 песни канона должен читаться синаксарь (который в нашем храме мы стараемся прочитать на русском языке перед причастием). Ему предшествуют стихи, представляющие собой две строчки — «на священное умовение»:
«Умывает учеников в вечер Бог ноги,
Егоженога попирая бе во Едемепрещениедревле».
Непостижимо, как Бог умывает ноги ученикам, в то время как Его нога попирает древнее прещение — древнее запрещение входить в рай. Он Сам побеждает древнюю клятву, попирает ее ногой, но Он же наклоняется к ногам Своих учеников и их умывает. Тут нам явлено одновременно непостижимое величие Божества и Его самоуничижение.
Вновь тексты напоминают нам о величайшем смирении Спасителя, которому Он призывает и нас последовать. Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть – литургия Василия Великого.
В этот день песнь Вечери Твоеятайныя поется вместо Херувимской. В самом конце Евхаристического канона, после Преложения Даров, поется не песнопение О Тебе радуется, обычное для литургии Василия Великого, а особый текст (ирмос 9 песни канона): «Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на Горнем месте, высокими умы, вернииприидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем».
Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». В этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника.Антифон 15-й – это самый торжественный гимн Божественному истощанию, которое мы должны видеть, не забывая о величестве Божием, о том, Кто страдает:«Днесь висит на Древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьмипригвоздися Жених Церковный; копиемпрободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение».
Великий Пяток, также как и два СочелСочельника – Рождественский и Крещенский, это дни совершения Великих, или Царских, часов. Темы часов связаны со Страстями Спасителя в шестой и девятый час, так что именно эти часы, часы Великого Пятка – главные часы года. На них читаются пророчества ветхозаветные, Апостол и Евангелие. Предпоследняя служба Великого Пятка – это вечерня. На стихирах на стиховне происходит перелом от богослужения Великого Пятка к богослужению Великой Субботы.Великая Суббота – это уже день, выделяющийся из всей Страстной Седмицы, это уже заря Воскресения Христова, заря перед восходом Солнца.
Во время пения стихиры «Тебе Одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с Древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребена, благосердный плачь восприим…»выносится Плащаница на середину храма. По Отче наш поются два особых тропаря. Это тропарь «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи» (т.е. речь идет только о погребении Христа), и на Славу, и ныне уже другой тропарь, который относится больше к Великой Субботе, к рассвету Воскресного дня. Он звучит так: «Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истленияявися чужд», – уже говорится о явлении Ангела, о воскресном дне.
Оканчивается вечерня, и сразу у Плащаницы начинают малое повечерие или просто один канон. Этот канон называется: О Распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Его сочинил Симеон Логофет, и он часто называется Плачем Пресвятой Богородицы. Он целиком состоит из слов Пресвятой Богородицы, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте, но в нем есть один тропарь, слова которого не вкладываются в уста Пресвятой Богородицы. И именно этот тропарь меняет весь облик, все настроение, все устремление, динамику этого канона. Восемь с половиной песен канона – все говорит Пресвятая Богородица, а в конце звучит ответ, к Ней обращенный: «О, какоутаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь» (Как от Тебя могла утаиться бездна, безмерность Моих щедрот?). «Тварь бо Мою хотя спасти, изволихумрети» (Я умер для спасения твари). «Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли» (Я воскресну, восстану, и Тебя возвеличу, потому что Я Бог неба и земли). Самая обширная, самая знаменитая и выразительная часть утрени Великой Субботы – пение Непорочнов. Непорочны – это 17-я кафизма. Текст ее говорит от первого лица о любви к Закону Божию – о том, что Закон Божий слаще меда, драгоценнее злата и топазия, дороже всего на свете. Внешне 17 кафизма делится на три части, на три статии. Само это трехчастное деление употребляется на погребении мирян, монахов, и священников, но особенность Великой Субботы состоит в том, что здесь к каждому стиху припевается особый краткий текст, который называется «похвала».
Стих псалма – похвала, стих псалма – похвала, и т.д. Здесь становится понятным, что с одной стороны, суббота — день, когда Господь лежал во гробе, с другой – в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших.
Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел – это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь; обычно при этом Его гиматий развевается – этим, очевидно, изображается стремительность Его движения.Ногами Своими Господь стоит на разрушенных вратах ада.
Двери ада сокрушены, полностью разрушены. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные пророки, цари (их можно узнать по царским венцам) Давид и Соломон; на иконе мы видим и Иоанна Предтечу, который раньше Христа пострадал, раньше умер, пришел во ад, и там проповедовал грядущее Христово Воскресение.Господь берет за руку Адама: лицо Адама, который ждал и дождался, и Господь, берущий его за руку, совершенно бессильную, и с такой силой увлекающий его за собой. Рядом Ева.Выведение грешного человека из ада, спасение его – момент этой встречи.
На византийских иконах иногда встречается интересная деталь: на огромогромном пространстве изображаются разные части ворот – гвоздики, петли, ключики и их там столько, сколько представить себе невозможно. Ясно видно, что все то, что ад себе построил, укрепил, разрушилось, разлетелось в пух и прах.
Знаменитейший ирмос 9 песни канона, который потом поется и читается:«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без Семене зачала еси сына: востанубо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовиюТявеличающия».Это слова Христа, которые, по мысли автора-гимнографа, Господь сказал тайно Пресвятой Богородице, еще будучи во гробе. Священники на ТрисвятомВеликого славословия выходят, совершают поклонение перед Плащаницей, поднимают ее и совершают крестный ход. Затем читается паримия из Иезекииля, повествующая о всеобщем воскресении. Этот текст говорит о безусловной победе над смертью, победе Воскресения, силы Божией. Затем следует чтение из Апостола, Аллилуйя и Евангелие (Мр. 27:62-66).
Великая Суббота – один из самых значительных и торжественных дней года, и для него назначена литургия Василия Великого.Эта служба знаменита огромным количеством паримий; на вечерне читаются пятнадцать паримий – отрывков из Ветхого завета, которые изображают или пророчествуют, или как-то прообразуют события Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.Классические тексты — про Иону во чреве китове (книга эта читается практически целиком на этой вечерне), из книги Исход читается отрывок о переходе через Красное море, кончается он той песнью, которая является первой библейской песнью канона: «Поим Господеви, славно бопрославися, коня и всадника вверже в море…».
Мы услышали удивительную паримию из Бытия про жертвоприношение Авраама. Господь не дал Аврааму принести в жертву Исаака, а Своего Сына послал на смерть для спасения рода человеческого. Последняя паримия — из пророка Даниила, где говорится об испытании трех отроков, о наказании, которое оборачивается на самом деле их победной песнью, гимном, который тоже считается пророчеством о Воскресении Спасителя, когда к каждому стиху припевается: «Господа пойте и превозносите во вся веки».
В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год:«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицыангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитииХерувими, и шестокрилатииСерафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».Господь приходит «датися в снедь верным», в пищу верным, и бесплотные Ангелы закрывают от ужаса лицо, они не могут смотреть на эту тайну, а мы вкушаем Тело и Кровь Господню.Этот текст, который звучит на службе раз в году, является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда мы уже знаем о победе, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере.
Перед пасхальной заутреней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной. Пасхальная заутреня начинается крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6-го гласа: Воскресение Твое, Христе Спасе.После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых, а затем его трижды поет хор. Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Кончается канон знаменитым ексапостиларием: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневенвоскреслеси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». Затем читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1Кор. 15:55) и следует окончание пасхальной заутрени. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста.Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся,потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1-е ззачало от Иоанна, в котором говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма. В нашем храме оно читается обычно на церковнославянском, греческом, латинском и русском языках. На литургии практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды.
Следующий воскресный день — знаменитый праздник, имеющий несколько названий; богослужебное название его – Антипасха («вместо Пасхи»): Фома еще не видел воскресшего Господа и не верил, сомневался, что Господь воскрес, поэтому Пасха для него наступила только сейчас, в это воскресенье, а вместе с ним и мы тоже уверяемся в Воскресении, нам тоже является воскресший Христос, обновляя нашу веру.
Второе название этого дня – Фомина неделя, и есть еще народное название – Красная горка. В этот день Типикон не назначает петь ничего воскресного, ничего пасхального, кроме Воскресение Христово видевше и Ангел вопияше. По всем богослужебным признакам Фомина неделя является двунадесятым Господским праздником.
Богослужение Фоминой недели интересно и красиво. В Богослужении встречается ключевая фраза: «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе».В богослужении этого дня не раз звучит мысль о том, что само отсутствие Фомы было промыслительным, а его неверие называется «добрым», потому что оно помогает нам верить, как помогло уверению Фомы. Если такой близкий друг и апостол сомневался в свершившемся Воскресении и высказывал дерзновенное желание осязать раны Христа, то и всем нам, у кого так много сомнений и так мало веры, дается возможность взглянуть на это событие новыми глазами, чтобы еще раз поверить светлому Христову Воскресению. Поэтому поведение Фомы в богослужении называется «добрым неверием».
Период пения Триоди Цветной имеет некоторые уставные особенности в чтениях и пениях, относящиеся как к богослужебной, так и к келейной (домашней молитве). Вот основные из них:С Великого Четверга до Вечерни в праздник Пятидесятницы отменяются все земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей в Великую Субботу и перед Святой Чашей на Божественных Литургиях всего периода. Домашние (келейные) поклоны отменяются от Пасхи до Троицы. От дня Святой Пасхи до Вознесения Господня не читается «Достойно есть…» во всех последованиях. Оно заменяется чтением Задостойника Пасхи «Ангел вопияще… Светися, светися…»От Пасхи до Дня Святой Троицы не читается «Царю Небесный…», вместо этого читается троекратное «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав» до отдания праздника Пасхи. От Вознесения до Троицы сразу читается «Святый Боже…».Из богослужебных особенностей следует выделить:Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи «Христос Воскресе из мертвых…»За богослужением утрени воскресных дней от Пасхи до Вознесения читается Пасхальный канон и стихиры Пасхи. В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды.
Валентина Николаевна Дмитриева зачитывала отрывки из произведений русских писателей – наших современников: В. П. Астафьева и В. Н. Крупина.
Своей миниатюрой «Мелодия Чайковского» В.П. Астафьев воздействует на воображение и чувства читателя, затрагивая один из самых сложных и страшных вопросов — вопрос жизни и смерти. Произведение говорит о силе музыки, которая звучит как напоминание о родине, с ней человек никогда не останется сиротой.Музыка может заставить человека действовать, чтобы изменить мир, «что бы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами».
Валентина Николаевна говорила при этом о христианских корнях русской культуры, тем более, что П. И. Чайковский немало сочинил и церковной музыки, включая и последование Божественной литургии святителя Иоанна Златоустого.
Произведения Владимира Крупина неизменно вызывают интерес у читателей. Писатель органично сочетает проблематику «светской» жизни с православной этикой. Его герои – люди ищущие, страдающие, трудно постигающие своё предназначение. Писатель убеждён, что путь к полноценному, гармоничному существованию пролегает через любовь, добро и обретение истинной веры. Каждый из героев приходит к этому своим собственным, порой весьма извилистым и причудливым путём.
Христос Воскресе!