Суть поста в сближении с Богом, молитвах и спасении души.

Posted on Posted in Новости

Дорогие прихожане нашего храма и гости приходского сайта! Мы всегда ждем вас на занятия воскресной школы для взрослых, которые проходят перед началом Божественной литургии по воскресным дням.
В период Великого поста мы продолжили обсуждать литургические темы этих дней.
Так, в связи с отрывком из Евангелия от Иоанна о призвании апостола Нафанаила (I, 43-51) мы говорили о том, как Божественное предопределение понимается в различных религиях и, прежде всего, в православном богосдовии.
Бог хочет спасти всех людей, но требует, чтобы каждый содействовал своему спасению. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Благодать, хотя она и благодать, но спасет лишь желающих». По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни.
И, в связи с этим, мы подробно остановились на учении преподобного Максима Исповедника о природных логосах гармоничного существования нашего тварного естества.
Эти многообразные логосы всего сущего имеют свой источник в Логосе-Сыне Божием и основываются на предвечном, и в то же время свободном Божественном замысле о создании мира. Вновь устремляясь к Нему, все тварные природы живут и действуют по определенным законам и движутся к своей конечной цели как к предопределенной Творцом самореализации в соответствии с предвечным планом.
Когда первый человек Адам согрешил, то момент того первого людского отказа следовать Божественной воле стал для человека бунтом против богодарованного всем нам природного замысла-логоса, предпочтением противоестественного естественному.
В момент грехопадения этот выбор осуществился через эгоистическую самость Адама: Бог запретил, но я решил иначе…
Была нарушена заповедь послушания Божественной воле.
И поэтому для нас Великий пост должен стать возвращением в первозданное райское блаженство через борьбу со своей эгоистической волей, через великопостные ограничения и послушание уставам Матери-Церкви.
Как писал святитель Феофан Затворник: «В свободе дана человеку некоторая независимость, но не с тем, чтобы он своевольничал, а чтобы свободно подчинил себя воле Божией. Добровольное подчинение свободы воле Божией есть единое истинное и единственно блаженное употребление свободы».
В послании апостола Павла к евреям, которое читается в ту же Неделю православия нам в пример для подражания приводятся святые Ветхого и Нового заветов: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (XI, 32-38).
Нам говорится, что жизнь христианина — не просто спокойное продвижение к цели. Его жизнь сравнивается с подвигом спортсмена-атлета, который участвует в трудном забеге, изо всех сил бежит к финишу. «Будем упорно бежать в предстоящем нам состязании», — таков буквальный перевод последних строк апостольского отрывка (XII, 1).
Представим себе, что мы участвуем в спортивном состязании, но зрителями на стадионе являются святые, которые переживают за наши успехи и неудачи и еще и помогают нам
своими молитвами.
Хотя вторая Неделя Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе, который показал, что человек может познавать Бога настолько, насколько мы сами к этому готовы
и насколько Бог желает нам Себя открыть.
Тем не менее воскресное чтение посвящено расслабленному, а канон на утрене вспоминал притчу о блудном сыне. Все это говорит о том, что эти тексты являются следами более древнего Богослужения, ведь когда-то притчи о мытаре и фарисее, блудном сыне и Страшном суде были темами воскресных Богослужений Великого поста, и лишь позднее были перенесены на подготовительные к Великому посту недели.
Наконец, мы добрались к воскресному дню третьей Недели Великого поста, где нас встречает Животворящий Крест Господень. Как некогда, Моисей сделал сладкими горькие для оказавшихся в пустыне евреев воды Мерры, опустив в них некое дерево, указанное ему Богом, так в середине Поста Господь Своим Крестом услаждает нам горечь
постного воздержания.
Валентина Николаевна Димитрова посвятила одно из занятий рассказу о возду́шных мыта́рствах, через которые должна пройти душа каждого человека на пути к престолу Бога для частного суда. Согласно житию преподобного Василия Нового (Х в.), по этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (например, на мытарстве лжи — список поступков произнесения неправды и т. п.), а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души, и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
Да поможет нам Бог, чтобы этот Великий пост стал для нас еще одной ступенькой на лествице, ведущей к небесным чертогам!