Первое воскресенье после праздника Покрова Богородицы

Posted on Posted in Новости

Один из наиболее любимых и почитаемых в народе церковных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет глубокие исторические корни, которые связаны с героическим прошлым православия.
С Покрова до 28 ноября (начало поста перед Рождеством) на Руси обычно после уборки урожая играли свадьбы.
Следуя евангельской заповеди о любви, Церковь уделяет созданию семьи высокое значение и совершает таинство венчания, во время которого сам Господь соединяет двоих в единое целое, и о такой семье существует особое Божие промышление.
Венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии. В тот же день или накануне жених и невеста приобщаются Святых Христовых Тайн с тем, чтобы приступить к таинству венчания в чистоте духовной.
В нашем храме Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в первое воскресенье после праздника Покрова Богородицы, сразу у трех пар совершилось ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ, и мы их сердечно поздравляем.
Это Алексадр и Светлана, Дмитрий и Инна, Валерий и Елена.
Само Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. Слово “обручение“ происходит от слова “обруч”, или “кольцо”, являющееся древним символом вечности.
Кольца свидетельствуют о нерасторжимости брачного союза, а “что Господь сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19:6).
Перед началом обручения священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Они символизируют чистоту брака по слову Евангелия: “А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” (Ин. 3:21).
Пламень свечей озаряет начало новой жизни, где свет — источник Божией святости. Союз о Господе обязательно привлекает к себе благодать Божию. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них” (Мф. 18:20). Жениху вручается невеста и муж принимает ее от Бога и Его Церкви, по слову блаженного Симеона. (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, СПб.,1856,с.353.)
Все невесты были прекрасны, как нежные лилии. Они радовали взор и веселили сердце. Не случайно Архангел Гавриил явился к Деве Марии с цветком лилии — символом целомудрия и чистоты.
Священник просит у Господа ниспослания совершенной любви и помощи, благодати для непорочного жительства, ибо только Единый Бог дарует брак честен и ложе нескверное. Молится об избавлении от всякия скорби, гнева и нужды, обращается ко Преблагословенной Владычице Пресвятой Богородице о заступничестве и спасении.
Крестовидное каждение брачующейся пары означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего невесту и жениха.
С пением псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возожженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов.
Во всех путях своей жизни, во всех начинаниях, супруги будут следовать евангельским заповедям, а Крест Христов Спасителя нашего будет укреплять их духовно в несении собственного креста.
Под ногами у новобрачных белые полотенца, говорящие о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела будут безупречны по отношению друг к другу и ко Господу.
Прежде, чем будут произнесены обеты мужа и жены друг другу, священник вопрошает новобрачных, начиная с жениха: “Имеешь ли (называет его имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены ( называет имя невесты)…” Согласие жениха свидетельствует, что отныне он готов взять на свои плечи всю ответственность за свою семью и будет о ней заботиться.
И следующий вопрос священника: “Не обещался ли иной невесте?” Отрицательный ответ жениха свидетельствует о его благоразумии и чистой совести, верности и готовности быть домостроителем своей семьи.
Те же вопросы предлагает священник и невесте. Ответы невесты: “Имею, честный отче”, “Не обещалась, честный отче” также свидетельствуют о ее благонравии и благочестии, готовности быть мужу и детям надежной опорой в жизни.
Священник вспоминает Богом благословенные браки святых праотцев и призывает на будущую семью благословение Господне, которого сподобились Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Захария и Елизавета; священник вспоминает благословение брачной четы Господом в Кане Галилейской и просит Его, невидимо предстоящего здесь, благословить союз рабов Божиих, чьи имена он громко называет и молит о даровании им мирной и долгой супружеской жизни, благословение будущим детям и благополучие всему дому.
В следующей молитве священник молит Господа сохранить брачующихся, как сохранены были в ковчеге Ной и вся его семья, как чудесно спасся Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской обрели в огне небесную прохладу.
Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир. 3:9).
И вот наступает торжественная минута, когда священник возлагает на благословенную чету венцы — знамение царской власти.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и освящающий его. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (называет его имя) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.
Затем священник венчает невесту.
При возгласе священника: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)”, — свершается таинство брака. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой церкви.
Слово апостола Павла к церковной общине Эфеса, и евангельское чтение о пире в Кане Галилейской говорят о главном — о послушании как непреложном законе всех взаимоотношений между христианами.
Брак есть таинство: “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика” (Еф. 5:31-32)
Священник приносит чашу с вином и, благословив ее, подает новобрачным. Жених и невеста поочередно пьют из нее во ознаменование отныне их нераздельного бытия, как духовного, так и телесного, а также во свидетельство их единения в благомыслии о Боге.
Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу чрез руки священника жены от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг во все времена служил знаком вечности, потому хождение вокруг аналоя символизирует нерасторжимость заключенного союза. Оно совершается трижды во славу Святой Троицы. Следуя за священником, новобрачные поют церковные тропари, смысл которых открывает сокровенное значение их брака как единение во Христе для служения Богу.
“Исае ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”.
Заключает венчание особая молитва о новобрачных.
“Многия и благия лета…” воспевает им Церковь, а священник обращается к ним с пастырским словом.
Таинство венчания свершилось. Это не просто красивая церемония, а знак принятия определенного серьезного отношения к браку.